СанПиН 2.4 2.2821 10 для школ и образовательных учреждений

В СанПиН 2.4 2.2821 10 для школ и учреждений образования сформулированы требования по их размещению и функционированию, нормы действуют с 2010 года.
Совокупность стандартов и правил направлена на обеспечение охраны здоровья в процессе обучения и пребывания в учебном заведении.
В данной статье проанализируем основные требования и их выполнение.
Общая характеристика
[ads-pc-1]Действующие нормативы СанПиН для образовательных учреждений 2016 были утверждены постановлением Главсанврача РФ от 29.12.2010 № 189, а действующая редакция предусматривает изменения, внесенные в ноябре 2015 года. Разделом I указанных правил предусмотрены общие сферы применения стандартов и требований:
- нормативы размещения зданий образовательных учреждений и прилегающих к ним территории;
- общие и частные требования к оборудованию МОУ;
- стандарты воздушно-тепловых характеристик, режима освещения;
- условия функционирования систем жизнедеятельности (водоснабжение, водоотведение, отопление);
- режим рабочего и воспитательного процесса школы;
- условия медицинского обслуживания воспитанников и санитарному состоянию организации.
Новый СанПиН для школ содержит как обязательные, так и рекомендуемые требования к образовательным учреждениям, призванные обеспечить охрану здоровья и благоприятные условия воспитательного процесса обучающихся детей.
Требования к размещению и оборудованию общеобразовательных учреждений
Стандарты выбора места расположения школ должны обеспечивать баланс территориальной доступности образовательных услуг и соблюдение санитарных правил. Такой баланс достигается установлением следующих ограничений по выбору мест базирования проектируемых и возводимых учебных заведений:
- школы должны располагаться в пределах зон жилой застройки населенных пунктов;
- учебные заведения не должны совпадать по месту размещения с санитарными зонами предприятий и иных аналогичных объектов;
- недопустимо проектирование школ в местах расположения санитарных разрывов, гаражей, стационарных автостоянок и т.д.
Все указанные ограничения должны учитываться на стадии архитектурно-проектных изысканий и соблюдаться на стадии строительных работ, а также приема зданий в эксплуатацию. Такое расположение объектов должно обеспечивать соблюдение нормативов шумности и загрязнения воздуха, предусмотренных санитарными правилами.
На стадии проектирования должно соблюдаться правило пешеходной доступности образовательного учреждения с учетом особенностей температурных режимов различных климатических зон. Такие параметры можно представить в виде таблицы с разграничением по сельскому и городскому варианту застройки:
Климатическая зона | Максимальная доступность / сельская местность | Максимальная доступность / городская зона |
II и III зоны | для начального уровня образования: 2,0 км.;
для иных уровней: 4,0 км. |
0,5 км. |
I район I подзона | для начального и общего образования: 1,5 км.;
для среднего и основного общего: 3,0 км. |
для начального и основного общего образования: 0,3 км.;
для среднего общего: 0,4 км. |
I район II подзона | для начального и общего образования: 1,5 км.;
для среднего и основного общего: 3,0 км. |
для начального и основного общего образования: 0,4 км.;
для среднего общего: 0,5 км. |
Превышение указанных предельных нормативов шаговой доступности обязывает предусматривать перевозку детей к месту проведения образовательного процесса.
Благоустройство территории вблизи школы должно отвечать следующим нормативам:
- озеленение – не менее 50% от общего размера участка, а в определенных случаях до 20% площади;
- наличие обязательных зон: отдыха, для физкультурно-спортивных мероприятий, для хозяйственных целей;
- место для сбора мусора должно располагаться не ближе 20 м. от основного образовательного сооружения.
В отношении каждой из предусмотренных зон образовательных учреждений установлены обязательные и рекомендуемые правила использования. В частности, запрещено использовать открытые физкультурно-оздоровительные площадки с мокрой поверхностью, с наличием выбоин или неровностей.
[ads-pc-3]Уровень наружного искусственного освещения по наземному уровню должен превышать 10 лк, а шумовые характеристики в районе расположения школы должен соответствовать нормативам жилых зон и общественных зданий.
Среди множества нормативов к планированию и размещению целых сооружений и отдельных помещений, необходимо выделить в отдельную группу параметры, непосредственно влияющие на организацию образовательного процесса школьников.
Параметр | Требование СанПиН |
Размещение учебных помещений | для 1-3 классов: не выше 2 этажа;
для 2-4 класса: не выше 3 этажа; для воспитанников 5 класса и выше: без ограничений |
Размер учебных кабинетов | при стандартных (фронтальных) условиях обучения: не менее 2.5 кв.м. на 1 человека;
при групповых или индивидуальных формах обучения: не менее 3,5 кв.м. на человека. |
Количество воспитанников в каждом классе | Рассчитывается исходя из площади на каждого воспитанника (см. пункт выше), а также количеством рабочих мест школьников, предусмотренных проектом строительства. |
Площадь спортивных залов | Возможны три варианта: 9.0х18.0; 12.0х24.0; 18.0х30.0 |
Зоны отдыха школьников | не менее 0.6 кв.м. на каждого воспитанника |
СанПиН для школ с изменениями на 2016 регламентирует, что общее количество рабочих (посадочных) мест должно соответствовать проекту строительства или реконструкции строения школы.
Требования к тепловым и воздушным характеристикам, системам жизнедеятельности образовательного учреждения
По общему правилу, установленному СанПиН, школы должны быть оборудованы едиными централизованными вентиляционными и отопительными системами с соблюдением параметров воздушной среды и микроклимата.
Температурный режим в образовательных учреждениях должен отвечать следующим условиям:
- в учебных кабинетах, местах общего пользования, а также помещениях, непосредственно связанных со стандартным воспитательным процессом – от 18 до 24 С;
- в спортзале, помещения для занятия общественным трудом – от 17 до 20 С;
- в медицинских кабинетах – от 20 до 22 С;
- в санитарных комнатах и туалетах – от 19 до 21 С.
Стандартная влажность воздуха во всех помещениях школы должна находиться в пределах 40-60%, при этом режим проветривания отличается целевого назначения помещений:
- для учебных кабинетов – во время каждой перемены;
- для зон отдыха – во время уроков;
- обязательное сквозное проветривание – ежедневно до и после учебного процесса.
Продолжительность проветриваний напрямую зависит от температуры наружного воздуха и представлена в виде скриншота № 1.
Стандарты естественного и искусственного освещения в отдельных помещениях школ, а также условия предоставления услуг водоснабжения и водоотведения, регламентированы в разделах VII-VIII СанПиН. Общее правило гласит, что данные параметры должны соответствовать аналогичным гигиеническим показателям жилых и общественных сооружений.
Обязательные и рекомендуемые требования к воспитательному процессу школ
Ключевые показатели режима образовательной деятельности учебных заведений сформированы в разделе X санитарных норм. Стандартное правило приема в школу связано с достижением оптимального возраста ребенка – не ранее 7 лет.
При этом зачисление в первые классы допускается в отношении детей на 8-и и 7-м году жизни. Минимальный возрастной порог для приема в школу определен в 6 лет 6 месяцев для детей на 7-м году жизни. Общее количество учеников стандартного класса рассчитывается исходя из четырех параметров:
- соблюдение нормы площади учебных кабинетов в расчете на одного человека (данная норма указана выше в таблице);
- соблюдение нормативов к расстановке предметов учебного инвентаря и мебели внутри кабинетов;
- норматив удаленности рабочего места школьника от светонесущей стены;
- условия естественного и искусственного освещения внутри классных кабинетов.
Основные требования учебному процессу наглядно продемонстрирует сводная таблица.
Параметр режима образовательного процесса | Требование |
Начало образовательного процесса | не ранее 8 часов утра |
Наличие смен | допускается только в уже действующих школах с учетом следующих правил:
школы с углубленным изучением предметов, лицеи и т.д. – обучение только в первую смену; 1-е, 5-е, а также выпускные классы должны заниматься в первую смену. |
Нагрузка в течение образовательного дня | 1 класс – не более 4 уроков;
2-4 классы – не более 5 уроков; 5-6 классы – не более 6 уроков; 7-11 классы – не более 7 уроков. При введении факультативных занятий эти показатели могут быть увеличены не более чем на 1 урок. |
Продолжительность занятий и перемен | уроки 1 класса – не более 40 минут, для остальных школьников – 45 минут;
время перемены – не менее 10 минут, а после первых двух или трех уроков – 20-30 минут. |
Суммарная продолжительность учебной нагрузки зависит от количества учебных дней в неделю (5 или 6), а также порядковой образовательной ступени (класса). Классификация нагрузки по отдельным классам представлена на скрин № 2.
Распределение нагрузки по отдельным дням и предметам осуществляется исходя из уровня класса обучение и представлено в Таблице № 3 к СанПин 2.4.2.2821-10. Соблюдение условий медицинского обслуживания школьников подразумевает как наличие постоянного медицинского персонала в учебном заведении, так и регулярное проведение профилактических медицинских осмотров с привлечением сторонних специалистов лечебных учреждений.
[ads-pc-2]