Допускается ли возвращение билетов в авиакомпанию, если они являются невозвратными?

Что делать путешественникам, столкнувшимся с необходимостью вернуть невозвратные билеты авиакомпании «Аэрофлот»? рассмотрим последовательность действий для возмещения стоимости билета, а также механизмы обжалования отказа. Информация, предлагаемая здесь, актуальна на сентябрь 2017 г.
Правовое поле
Билеты, о которых идет речь, входят в экономный класс и тарифицируются как «бюджет» или «промо» и, по правилам, не подлежат возврату или обмену. Но на каждое правило есть исключение, далее обсудим его подробнее. Рекомендуется тщательно ознакомиться с условиями билета при приобретении в авиакассе, а именно: возможность перевозки багажа, начисление миль и существующие ситуации возврата.
Услуги, оказываемые воздушным перевозчиком, регулируются:
- ГК РФ;
- ВЗК РФ;
- Законом о защите прав потребителей;
- правилами указанной авиакомпании относительно авиабилетов https://www.aeroflot.ru/media/aflfiles/category_pictures/flight/ri-05-067_12_12_16.pdf;
- правилами о применении тарифов здесь: https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/purchase/rate/fare_rules.
Эти источники предусматривают общие положения, права и обязанности участников при заключении договора перевозки. Необходимо уяснить, что такой договор считается заключенным при покупке билета пассажиром. При возникновении обстоятельств его возврата, т. е. расторжения договора, необходимо обратиться к ВЗК РФ, чтобы ознакомиться с правовой базой прав и гарантий пассажира.
Нас интересует ст. 108, которая предусматривает условия отказа и возвращения денег. Именно из нее удастся получить ответ – можно ли вернуть невозвратный билет. Она имеется в свободном доступе во всемирной сети, ее необходимо распечатать и иметь под рукой для ссылки при решении вопроса возвращения денег.
В соответствии с ней, при возврате невозвратных билетов компенсируются сборы, комиссии и т. д., входящие в стоимость билета. Как правило, большую часть суммы составляет провозная плата, и в интересах летающих получить ее тоже.
Обсудим, в каких случаях она полагается:
- внезапное недомогание пассажира или летящего с ним родственника, подтвержденное соответствующе оформленной справкой из медучреждения;
- смерть родственника, подтверждаемая свидетельством о смерти;
- задержка рейса, вследствие которой дальнейшие планы путешествующих становятся невозможными (стыковка с последующими рейсами, опоздание на бизнес-встречу и т. д.).
Обратите внимание! Справка должна содержать данные возвращающего билет (ФИО) и период болезни, на который приходится перелет, быть на бланке учреждения, иметь подписи лечащего и главного врача, а также печать.
Как видно, причина должна быть весомой, аргументированной и документально подтвержденной. Надуманные субъективные причины основаниями для расторжения договора и возврата уплаченных средств, не признаются.
Важно! Билет необходимо вернуть в месте покупки до окончания регистрации. Чем раньше это будет осуществлено, тем больше шансов быстрее вернуть свои деньги. Если билет был куплен через посредника, при возвращении такого билета может быть взыскана неустойка.
Электронные билеты, купленные на веб-сайте компании, возвращаются через сайт, офисы, представительства или колл-центр компании.
Таким образом, мы уяснили, что сборы и комиссионные подлежат возврату бесспорно, а для возврата провозной платы необходимо представить подтверждающие документы. Информацию о суммах, из которых слагается стоимость билета, можно найти на самом билете.
Последовательность действий
Для того чтобы вернуть стоимость билета, необходимо:
- аннулировать заранее бронь в офисе компании или по контактному телефону до окончания времени регистрации;
- собрать документы и их копии:
- паспорт;
- билет;
- справку о недомогании или свидетельство о смерти близкого родственника;
- свидетельства о браке или рождении для пояснения родства;
- доверенность в простой письменной форме, если документы подаются представителем;
- сопроводительное письмо с перечнем прилагаемых документов.
- явиться в офис компании, вручить документы, получить подпись на сопроводительном письме с фиксацией даты получения, для гарантии того, что обращению будет дан ход, получить деньги за сданный билет.
После получения и рассмотрения документов, клиенту возвращаются деньги в той форме, которая была выбрана при приобретении.
Механизмы обжалования
Ситуации бывают разными, и добровольно и легко с деньгами не расстается ни одна авиакомпания.
В случае невозврата, необходим план «В», который состоит из следующих действий:
- написание к авиаперевозчику претензии, свидетельствующей о невыполнении требований, предусмотренных законодательством: ГК РФ, ВЗК РФ и законом, гарантирующим защиту прав потребителей. Претензия составляется письменно, в двух экземплярах, вручается адресату нарочно под роспись или отправляется заказным письмом;
- обращение к местному обществу Защиты прав потребителей. В таких организациях работают профессиональные юристы, которые помогут защитить права покупателя, более того, общество может представлять интересы пассажира в суде;
- направление жалобы в муниципальное учреждение Роспотребнадзора, которое полномочно требовать от надзорных органов проведения проверки на предмет соблюдения законодательства и инициировать судебный процесс;
- заявление о нарушении в Росавиацию для принятия мер в отношении авиакомпании;
- подача искового заявления в суд – последняя мера, используемая, когда исчерпаны предыдущие. В исковом заявлении нужно приложить все подтверждающие документы и перечислить меры, предпринятые самостоятельно для защиты своих прав. Эта опция подходит для людей, располагающих временем и возможностью участвовать в судебном разбирательстве.
Заключение
Итак, мы выяснили, как сдать невозвратный билет, привели перечень правовых источников, регулирующих авиаперевозки, права и обязанности сторон договора.
Желающему сдать билет необходимо четко соблюдать последовательность действий и знать, на какие документы следует опираться для обоснования своей позиции.