Как вернуть деньги с невозвратных авиабилетов?

Люди постоянно ищут способы сэкономить свои деньги, особенно когда речь идет о перелетах к месту командировки или долгожданного отпуска. Иногда путешественникам удается найти авиабилеты по сниженным тарифам, и, как правило, они оказываются невозвратными. Никто не застрахован от форс-мажоров, поэтому стоит заблаговременно узнать, как вернуть деньги за авиабилет при невозвратном тарифе.
Что такое невозвратные билеты
Летом 2014 года Государственная Дума Российской Федерации приняла законопроект, согласно которому граждане могут приобретать невозвратные авиабилеты по сниженным тарифам. В таком случае авиакомпании не выплачивают компенсации пассажиру при отказе от полета по личным причинам.
Путешественник имеет право самостоятельно выбрать категорию билета при бронировании.
Если он уверен, что никакие обстоятельства не помешают вылету в обозначенный срок, то можно смело покупать именно невозвратные билеты. В противном случае лучше отдать предпочтение стандартным тарифам и получить гарантию на возврат денег от авиакомпании в случае несостоявшейся поездки.
Все перевозчики заинтересованы в получении максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому они трактуют нововведение в свою пользу. Изначально разработчики законопроекта рассчитывали на появления бюджетных авиабилетов у отечественных компаний, но на самом деле фирмы быстро перевели уже имеющиеся дешевые предложения в категорию безвозвратных.
В европейских странах дешевые тарифы регулярно меняются в зависимости от сезона, дней недели или иных факторов. Данные действия помогают сохранять лояльность клиентов и обеспечивать более-менее стабильный спрос. В России невозвратные билеты на самолет попали в отдельную стабильную группу, которая даже имеет собственное название «дисконт» или «бюджет».
Когда могут вернуть невозвратный билет
Согласно воздушному кодексу Российской Федерации, сдать невозвратный билет и получить деньги обратно невозможно, однако из любого правила есть исключения:
- Гражданин может рассчитывать на возврат билетов, если его близкий родственник тяжело заболел или умер.
Важно! Даже в этой ситуации путешественник обязан предоставить соответствующие заключения и медицинские справки до момента окончания регистрации, то есть за 40 минут до взлета. При желании, за дополнительную плату, можно обратиться на стойку ускоренной регистрации.
- Возврат стоимости авиабилета, приобретенного по невозвратному тарифу, также возможен при отказе пассажира улетать из-за задержки рейса более чем на 4 часа или полной его отмены.
Обратите внимание! Если самолет улетел без вас, то возможность компенсации и ее размер напрямую зависят от тарифа и причины опоздания на рейс. Например, пассажиры, нарушившие таможенные правила или имеющие проблемы с документами или багажом, могут не рассчитывать на возврат невозвратного билета.
Тарифы и возврат денежных средств
Крупные российские и зарубежные авиаперевозчики, например, Аэрофлот или Уральские авиалинии, самостоятельно устанавливают параметры и тарифы для невозвратных билетов. В Европе под эту категорию попадают различные специальные предложения и акции, а в России – все дешевые билеты.
Важно! Перед покупкой и бронированием авиабилетов обязательно подробно изучите все условия, особенно если их цена слишком привлекательна и низка. На бланке большинства бюджетных билетов есть графа, где четко зафиксировано, можно ли вернуть деньги при неявке на рейс. Но даже в этом случае несостоявшийся пассажир может попробовать получить определенную компенсацию, которая выражается в возможности поменять авиабилет после уплаты штрафа на более дорогой с доплатой разницы в цене.
Чем раньше вы начнете действовать, тем больше шансов получить потраченные деньги обратно.
Чтобы получить компенсацию за невозвратный билет на самолет, пассажир должен следовать простым правилам:
- По возможности сдавайте авиабилет заблаговременно (за сутки) – только так можно избежать уплаты штрафа, который в некоторых случаях составляет четверть от общей стоимости.
- Учтите, что наличие уважительной причины для отмены полета увеличивает размер компенсации, но для этого придется позаботиться обо всех необходимых документах.
- К сожалению, не всегда можно вернуть билеты продавцу напрямую. Многие авиакомпании требуют связаться с перевозчиком, например, для возврата билетов Аэрофлота необходимо позвонить на горячую линию.
- Если невозвратный билет был приобретен через туристическое агентство, то его можно сдать с помощью сайта организации. Гражданин потеряет сравнительно небольшую долю от стоимости, которая окупается разницей в цене этого же билета, купленного непосредственно у авиакомпании.
Важно! В первую очередь следует снять бронирование – без этого шага дальнейшие разбирательства с перевозчиком не имеют смысла. Достаточно, до окончания регистрации, обратиться на горячую линию или в офис перевозчика, который даст подтверждение о снятии места. Но лучше это сделать хотя бы за сутки до предполагаемой даты вылета.
Собирать документы, подтверждающие уважительную причину, можно уже после вылета самолета. Обычно граждане начинают с посещения врача, который должен оформить справку и поставить печать. Формат документа и тяжесть болезни не играют особой роли.
При одиночном оформлении на рейс перевозчика устроят оригинал и копия паспорта, но если не полетела целая семья, то придется позаботиться о бумагах, подтверждающих родственные связи, и копиях всех паспортов.
Чтобы, наконец, получить свои деньги за невозвратные билеты, гражданину остается посетить офис компании, сдать все документы и написать соответствующее заявление.
Денежные средства должны поступить на счет клиента в течение 3-10 дней после одобрения заявления. Многие компании пытаются минимизировать убытки, особенно из-за ошибок или промахов клиентов, поэтому, возвращая стоимость билета, сотрудники способны придумать какой-нибудь фиксированный сбор в пользу организации или вообще отказать, даже при наличии уважительной причины.
Обмен невозвратных билетов
Бывают ситуации, когда пассажир хочет просто поменять дату вылета, а не вернуть деньги за билет. Можно ли поменять рейсы в таком случае – зависит от авиакомпании: учтите, что все перевозчики, допускающие такие действия, требуют заплатить штраф и разницу в цене, если таковая имеется.
Обратите внимание, что компания «Победа» не допускает никаких изменений данных, включая ФИО пассажира и дату полета. Аэрофлот более лоялен к клиентам, поэтому смена рейса будет стоить от 2 000 тысяч, в зависимости от направления.
Клиенты авиакомпании «Сибирь» должны будут заплатить штраф 3 000-5 000 рублей. Уральские авиалинии имеют несколько бюджетных категорий с разными правилами, так в «промо эконом» и «бизнес лайт» изменения запрещены, а вот «эконом эконом» допускает корректировки за доплату от 1 000 рублей.
В заключение
Не стоит бояться покупать бюджетные варианты, ведь теперь вы знаете, как вернуть деньги за невозвратный авиабилет. Главное – своевременно обратиться в компанию перевозчика и отстаивать свои права. Клиент легко может возвратить хотя бы часть суммы, ведь конечная цена складывается из разных составляющих вроде сбора аэродрома или страховых взносов.
Перед покупкой обязательно уточните, действует ли в вашем случае невозвратный тариф, а также приобретайте билеты только в проверенных и официальных компаниях, так как использование посредников снижает гарантию успешного получения компенсации за несостоявшийся полет.