Список технически сложных товаров

Юридически грамотные покупатели знают, что некачественный товар, по своему выбору, можно обменять, заменить на аналогичный, оставить себе и потребовать уменьшить цену, отремонтировать за счет магазина, вернуть. Все эти действия могут быть совершены в течение срока гарантии или службы, приобретенной вещи. Но не все знают, что из этого правила есть исключение – сложнотехнические товары. Какие особенности осуществления прав клиентов магазинов в отношении такой продукции определены законом, рассмотрим ниже.
Список технически сложных товаров
До того, как перейти к разъяснению особенностей регулирования отношений между клиентом и продавцом, остановимся подробно на самом понятии «технически сложный товар».
Конкретного определения этого термина закон не содержит, отсылая читателя к перечню, утвержденному правительством РФ(см. п. 2 ст. 18 [1]).
Первый перечень технически сложных товаров был утвержден в мае 1997 года, после внесения в закон изменений, регламентирующих права покупателей в отношении такого рода товаров. В него было включено восемь позиций. В ноябре 2011 года правительство утвердило новый список, и к настоящему времени успело внести в него два дополнения, расширив перечень до четырнадцати пунктов (см. [2]).
На заметку. Проверить, относится ли покупка к технически сложным товарам, можно только по перечню, утвержденному правительством.
Перечислять весь список техники, относящейся к сложным устройствам, в настоящей статье не имеет смысла. Документ небольшой и несложный, читатель самостоятельно может разобраться в нем. Отметим только, что практически вся бытовая электроника, окружающая нас, отнесена законодательством РФ к разряду – технически сложные товары бытового назначения.
Особенности
Сокращенный срок
Главной особенностью отношений потребителя с продавцом или производителем техники является усеченный срок, в течение которого можно предъявить следующие требования:
- заменить технику;
- предоставить взамен аналогичный товар;
- вернуть покупку и потребовать деньги назад.
Эти требования могут быть заявлены только в течение пятнадцати дней с момента получения устройства. Если в это время все было хорошо, и покупка радовала вас своей безотказной работой, но на шестнадцатый день стала барахлить, можно требовать только:
- уменьшения цены;
- ремонта устройства.
Небольшое замечание. Последние требования также можно предъявлять и в течение первых пятнадцати дней пользования устройством.
Согласно разъяснениям Конституционного суда, специальный срок для предъявления первых трех требований установлен законом для уравновешивания баланса интересов клиента и профессиональных участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции.
Существенный недостаток
Сказанное выше не означает, что магазин или завод отвечают за качество вещи такое короткое время. Потребительские свойства должны сохраняться в течение срока годности или пока не кончится гарантия. С этой целью законодатель установил право покупателя требовать замены или возврата уплаченных денег в случае проявления существенных недостатков или если устройство так часто ломается, что находится в ремонте более тридцати дней.
К существенным относятся следующие недостатки:
- Неустранимые. Устройство не может быть отремонтировано. Логично, что в этом случае восстановить права покупателя можно только путем предоставления ему новой вещи или вернув деньги за покупку.
- Поломки, которые нельзя исправить в срок, согласованный сторонами, или если этот срок превышает сорок пять дней.
- Неисправности, стоимость ремонта которых равна их цене или превышает ее.
- Недостатки, проявляющиеся неоднократно. Разные неисправности, проявившиеся более одного раза, которые делают невозможным использование устройства по назначению.
- Повторные поломки, возникшие после ремонта техники.
На заметку. Существенный недостаток дает право требовать замены товара или возврата покупной цены и по истечении пятнадцати дней с момента покупки.
Обмен
Закон предусмотрел для покупателя возможность передумать и вернуть качественную вещь обратно в магазин. Данное правило действует только в отношении непродовольственных товаров, и только тех, которые не включены в соответствующий список продукции, не подлежащей возврату и обмену [см. [3]].
К сожалению покупателей и радости продавцов, технически сложные товары включены в перечень не подлежащих возврату. Но, к радости клиентов – не все. Нельзя вернуть или обменять только качественные устройства, на которые предоставлена гарантия, а именно:
- станки по металлу и для деревообработки;
- электробытовые устройства;
- радиоприемники;
- компьютеры и ксероксы;
- фотоаппараты и кинокамеры;
- телефоны и факсы;
- электрические гитары и т. п.;
- игрушки с электроникой;
- газовые плиты, бойлеры и другое оборудование;
- часы.
Как видно, перечень технически сложных товаров, не подлежащих возврату в 2017 году, не полностью копирует основной список сложных устройств. Оценивая возможность возврата непонравившейся вещи, надо, в первую очередь, ориентироваться на перечень N 55.
На заметку. Вернуть качественную покупку можно не позднее четырнадцати дней с момента ее получения. Требовать назад деньги можно, только если в магазине нет товара на замену или продавец согласен вернуть уплаченную сумму.
Заключение
Подходить к покупке сложного устройства надо обдуманно, ответственно и осторожно. Выбирать товары известных марок, с развитой сетью гарантийного обслуживания.
Помните, что вернуть назад определенную качественную технику невозможно.
При первой поломке сложной бытовой техники надо как можно скорее обратиться к продавцу с требованием о замене на новую или возврате денег. Если неисправность проявится после установленного срока или потребитель не направит в этот срок претензию, он не сможет требовать замены или возврата товара. Все, на что можно рассчитывать – ремонт или снижение цены.