Сроки эксплуатации и гарантии

Принимая решение о приобретении товара, заказе работ или оказании услуг, потребитель, как правило, обращает внимание на гарантии, предоставляемые продавцом или исполнителем, справедливо полагая, что чем более длительную гарантию ему предлагают, тем качественнее вещь или результат, надёжней производитель. Не многие покупатели знают, что и за пределами гарантийного срока производитель отвечает за качество изготовленной им вещи.
Как долго должна служить вещь
Период службы
Ответить на этот вопрос может только производитель. Закон предоставляет ему право устанавливать срок эксплуатации (службы), в течение которого изготовитель несет ответственность за существенные недостатки товара или результат выполненной работы [см. п. 1 с. 5 (1)].
В отношении отдельных видов продукции закон обязывает производителей устанавливать срок службы [см. п. 2 ст. 5 (1)]. К такой продукции относят товары, представляющие опасность для жизни или здоровья по истечении определенного периода времени. Например, износ деталей отопительного котла может привести к несчастному случаю, в результате которого могут пострадать люди. Поэтому завод должен установить период безопасного использования котла и предупредить об этом потребителя.
Опасность для человека – не единственный критерий включения устройств в эту группу риска. Также учитывается возможность причинения вреда имуществу и окружающей среде.
Перечень потенциально опасной продукции, на которую должен устанавливаться период работы, был утвержден Правительством РФ в 1997 году [см. (2)].
Период службы вещи может определяться различными единицами измерений, в зависимости от функционального назначения вещи: единицами времени, километрами, метрами и так далее. Выбор предоставляется изготовителю.
Срок годности
Все сказанное выше справедливо для непродовольственных товаров, не потребляемых в момент использования – продукции длительного пользования.
Для пищевых продуктов, парфюмерии, косметики, лекарств, стиральных порошков и другой подобной продукции закон обязывает завод-изготовитель устанавливать срок годности [см. п. 4 с. 5 (1)]. В течение этого периода времени их использование должно быть полностью безопасным. Поскольку такие товары, как правило, непосредственно контактируют с организмом человека, риск причинения вреда здоровью значительно возрастает. Поэтому продажа просроченных продуктов запрещена.
Рисунок 1. Установление периодов безопасного использования
Гарантия
В отличие от периодов безопасного и полезного использования, в течение гарантийного периода производитель обязуется нести ответственность за любые недостатки своей продукции, а не только за существенные. В это время вещь должна полностью сохранять свой внешний вид и функциональные качества. Гарантийный срок меньше периода службы товара. Их соотношение представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение гарантийного срока и срока службы
Установление гарантии – право, а не обязанность производителя. Магазин может самостоятельно предоставить гарантию, если изготовитель не позаботился об этом. Кроме того, и продавец, и завод могут предложить покупателю дополнительную гарантию, действующую после истечения основной.
Права покупателя
Как уже отмечалось выше, в зависимости от того, в какое время проявились недостатки товара, продавец или производитель несут разные обязанности по их устранению или компенсации потерь потребителя.
По гарантии
Если покупка сломалась в течение гарантии, покупатель может выбирать из следующих способов урегулирования спора:
- предоставление новой вещи взамен неисправной;
- получить аналогичный товар и пересчитать цену;
- смириться с недостатком, но вернуть себе часть стоимости;
- отремонтировать покупку за счет продавца;
- вернуть покупку и возвратить деньги.
Недостатки в результате выполненной работы дают заказчику право:
- требовать их бесплатного устранения;
- уменьшить стоимость сданной работы;
- исправить недоделки самостоятельно и истребовать потраченные на это деньги с подрядчика.
В течение времени службы
После окончания гарантии можно требовать только исправления существенных недостатков – ремонта.
Существенный недостаток
У внимательного читателя давно должен был возникнуть вопрос: какой недостаток товара считать существенным. Однозначного ответа на него закон не дает. Данное понятие оценочное. Но определенные критерии, позволяющие отнести неисправность к существенным, выработаны судебной практикой.
Первое условие – отсутствие возможности отремонтировать товар. Если недостаток неустраним, это дает основание отнести его к существенным. А раз нельзя починить, то возможными способами удовлетворения требования потребителя могут быть только замена вещи или возврат денег.
На втором месте критерии несоразмерности расходов на ремонт или времени, необходимого для восстановления работоспособности или качества продукта. Если цена ремонта превышает стоимость вещи, наличествует несоразмерность. Если время, необходимое для устранения неисправности, превышает срок, согласованный с покупателем (либо 45 дней, если срок не согласован), возникает несоразмерность временных затрат.
Третья причина – покупка часто ломается. Поломки не связаны между собой.
И, наконец, четвертая – устраненная неисправность проявляется снова.
Если не установлены
Производитель заинтересован в установлении гарантийного срока и срока службы. Как по маркетинговым соображениям, так и с позиции минимизации своих расходов на урегулирование претензий по качеству.
Отсутствие гарантии дает потребителю право предъявлять требования в течение двух лет со дня получения товара. Не установление производителем срока службы продлевает его обязанность устранять существенные недостатки до десяти лет.
Исчисление
Период гарантии исчисляется со дня передачи товара покупателю или результата работы заказчику. Начало периода эксплуатации определяется заводом-изготовителем.
Особенности предъявления претензий в отношении отдельных видов товаров
Не всегда потребитель вправе воспользоваться всем арсеналом своих прав в течение гарантийного срока. В отношении технически сложных товаров закон установил сокращенные сроки предъявления требований к продавцу.
Всего пятнадцать дней с момента покупки дается гражданину на возврат некачественного товара в магазин, его обмен или замену на аналог. На шестнадцатый день можно будет требовать только уменьшения цены или ремонта.
В заключение
Принимая решение о покупке, необходимо тщательно анализировать, на какой срок производитель предоставляет гарантию качества, какой срок эксплуатации установил на свою продукцию. Соответствуют ли они вашим желаниям, потребностям.
Нормы права
1. Закон № 2300-1, 07.02.1992
2. Постановление N 720, 16.06.1997