БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

8-800-511-05-40

Как вернуть или обменять качественный товар?

Возвращение товара надлежащего качества

Довольно часто встречаются ситуации, когда купленные товары, хоть и имеют необходимое качество, но по каким-либо причинам не подходят потребителям.

Закон по охране прав таких покупателей предусматривает возврат товара надлежащего качества при определенных условиях. О том, как потребители могут вернуть товар по закону, и пойдет речь ниже.

Законодательные акты, регулирующие данный вопрос

Перед тем, как рассказать правовой механизм, предусматривающий право потребителя на обмен товара надлежащего качества, нужно разобраться в нормативных актах, регулирующих данный вопрос:

  1. Закон о защите прав потребителей (ст. 25). Он определяет право обмена и возврата товаров надлежащего качества гражданами, а также устанавливает порядок обмена, возврата, перечень документов, которые для этого необходимы, сроки возврата (обмена).
  2. Гражданский кодекс (ГК РФ). Он не регулирует порядок возврата товара надлежащего качества, однако дает общее понятие бытового договора купли-продажи, устанавливает неустойку, которую можно взыскать с продавца.
  3. Постановление Правительства, которое дает четкий перечень продукции, за которую не возможен возврат денег, – она не подлежит обмену или возврату.

Исходя из данных нормативных актов, можно выделить следующие моменты:

Под обменом и возвратом товара надлежащего качества подразумеваются действия продавца и покупателя направленные на полный возврат или обмен приобретенной продукции, которая не подошла потребителю по фасону, размеру, цвету или другим особенностям конкретной вещи.

При этом гражданин имеет право произвести замену товара на новый, либо вернуть его в магазин, иную торговую точку, а ему должны вернуть денежные средства в полной сумме, которые были уплачены за продукцию.

Также нужно обратить внимание, что, по Закону, в 2017 году возврат качественного товара от покупателя должен произойти на протяжении 14 дней с момента его покупки.

Нужно запомнить, что обмен продукции возможен, только если потребитель укажет причину, по которой ему не подходит конкретная вещь.

Какую продукцию надлежащего качества нельзя вернуть

Как было указано выше, законодательство также устанавливает перечень продукции, которую невозможно возвратить (произвести обмен) в магазин.

Перечень ее следующий:

  • продукты питания, так называемые продовольственные товары;
  • изделия из драгоценных металлов, а также камней;
  • металлопластиковые окна и другие аналогичные конструкции, изготовленные по чертежам (за исключением стандартных конструкций);
  • приравненные к ним товары индивидуального пользования (например, автомобили, мотоциклы и другая техника).

Все остальные товары могут быть обменены без каких-либо проблем.

Порядок обмена

Теперь перейдем к вопросу обмена.

Законодательство четко предусматривает эту процедуру.

Она бывает двух видов:

  • вернуть товар надлежащего качества можно путем обращения в магазин или иную торговую точку;
  • заявление на возврат товара надлежащего качества можно подать в Роспотребнадзор или обратиться в суд, если в магазине отказываются это делать.

Рассмотрим первый вариант.

Для того чтобы вернуть или обменять качественный товар, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Приобретенная продукция не должна быть использованной по назначению. То есть, например, сразу после покупки вещи, потребитель примерил ее и понял, что она не подходит по размеру или фасону. Ее нужно сразу снять, не отрывая ценников, ярлыков. Вызвано это тем, что по закону нельзя вернуть товар, бывший в употреблении.
  2. В магазине или торговой точке продавец обязан выдать покупателю квитанцию, товарный чек либо иной финансовый документ, который показывает факт купли-продажи, и в нем указывается наименование продукции. Финансовый документ необходимо будет предъявить продавцу или администратору торговой точки.
  3. Потребитель приходит в магазин вместе с продукцией, предъявляет финансовый документ, свидетельствующий о покупке, и объясняет причины возврата товара (например, он не подходит по фасону, размеру, цвету).
  4. Продавец проверяет продукцию, чек, после чего обязан забрать ее и предложить потребителю выбрать то, что ему подойдет. При этом деньги при обмене продавец не возвращает.
  5. После того, как потребитель выбирает понравившейся ему товар надлежащего качества, ему выдается новый чек или финансовый документ, подтверждающий факт покупки.

Таковы правила возврата товара при его замене. При этом никакие претензии писать не нужно. Администратор в магазине или продавец может только предложить потребителю заполнить специальную форму на замену, для бухгалтерского учета.

Нужно запомнить, что правом обменять продукцию пользуются все покупатели.

Возврат средств за продукцию хорошего качества

Формы этих заявлений о возврате товара, его замене разрабатываются в магазинах.

Возврат продукции

Теперь рассмотрим вопрос, можно ли вернуть товар и забрать за него потраченные средства.

Этот вариант также возможен, и предусмотрен действующим законодательством. Но нужно запомнить, что срок возврата денег за товары надлежащего качества ограничен 14 днями с момента их покупки.

Процедура будет следующая:

  1. Если человек купил качественный товар, который вообще ему не подходит, и он не может его использовать в своих нуждах, он должен сохранить чек, и не использовать продукцию по назначению.
  2. Покупатель берет чек, вещь и направляется в торговую точку, где она была приобретена. Там объясняет продавцу или администратору свою проблему, предъявляет чек и вещь, которая не должна иметь повреждений (появившихся в результате ее эксплуатации), на ней обязаны быть ярлыки. Продавец осматривает ее и, если все в порядке, стороны начинают договариваться о возврате денег за качественный продукт.
  3. Для таких действий существует специальная форма заявления, которая должна быть заполнена. Образцов его нет, оно пишется в произвольной форме. Такая процедура необходима для того, чтобы торговая точка, смогла провести возврат денег за надлежащую по качеству вещь по своей бухгалтерии.
  4. После заполнения такой формы и принятия ее магазином, у последнего есть три дня на возврат денежных обязательств гражданину. Возвращать деньги продавец будет либо в руки потребителю, либо на указанный им в заявлении банковский счет.

Важно запомнить, что если продавцом не был выдан товарный чек, либо такой финансовый документ потерян, потребитель имеет право привести свидетелей, которые подтвердят факт покупки. В таком случае, возвращая деньги, продавец укажет анкетные данные свидетелей в заявлении (заполняется для того, чтобы деньги за вещь вернулись покупателю).

Обмен или возврат через подачу претензий или иска в суд

Если администрация торговой точки отказывается осуществить обмен или вернуть деньги за купленную вещь, потребитель может воспользоваться подачей претензий или искового заявления в суд.

Рассмотрим ситуацию с подачей претензии:

  1. Претензия на возврат пишется от руки или на компьютере, при этом установленного ее образца не существует. Претензию пишет потребитель, и указывает в ней дату покупки вещи, ее краткое описание, стоимость, а также место расположения торговой точки (магазина). В конце он выдвигает свое требование, например, «Прошу обменять купленный у вас товар на новый либо вернуть мне потраченную денежную сумму в обмен на вещь».
  2. Это претензия относится в торговую точку и отдается под роспись продавцу, либо отправляется по почте.
  3. Если торговая точка не отреагировала на это заявление либо отказывается это сделать, можно писать жалобу в Роспотребнадзор. Она также должна быть мотивирована. Ее образец получится найти на сайте этого государственного органа. Сотрудники Роспотребнадзора должны дать ответ и, если выявят нарушение, они оштрафуют такую торговую точку и обяжут вернуть денежную сумму или обменять вещь на новую.

Теперь коснемся сроков, которых необходимо придерживаться. Как было указано выше, вещь должна быть возвращена в течение 14 дней с момента ее покупки. Поэтому претензия должна попасть в магазин или Роспотребнадзор на протяжении этого срока.

Обращение в суд

Невозможность возврата продукции

Если потребителю действиями торговой точки был причинен какой-либо ущерб (например, не возврат вовремя денег или не предоставление товара в срок), он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.

Сразу нужно подчеркнуть, что эта процедура регулируется Гражданским кодексом, а образцов таких исковых заявлений не существует, так как они индивидуальны для каждой ситуации.

Перед подачей иска потребитель обязан собрать как можно больше доказательств. Лучше обратиться с претензиями в торговую точку и жалобами в Роспотребнадзор. Только после этого можно писать исковое заявление.

Сроки обращения в суд по делам о защите потребителей общие (3 года с момента получения продукции), а сроки по взысканию неустойки укороченные (1 год с момента приобретения вещи).

Вложившись в этот срок, потребитель имеет возможность получить с нерадивого продавца следующий ущерб:

  • потраченную сумму денег (если средства за товар не возвращены);
  • пеню, которая составляет 0.5 % в день от стоимости, которая была уплачена продавцу;
  • моральный ущерб;
  • утерянная выгода, если по вине продавца, который не поставил товар вовремя, покупатель понес затраты (например, ему вовремя не поставили автомобильный прицеп, и он не смог выполнить работу по перевозке груза, за которую должны были заплатить).

Вообще в суды обращаются только в том случае, если нарушение прав потребителя невозможно восстановить иным путем. При этом такая категория истцов освобождена от уплаты судебного сбора.

Нужно запомнить, что подтверждением утерянной выгоды могут служить только договора или иные соглашения, которые доказывают факт потери денежных средств покупателем, которому не был вовремя поставлен товар.

Вывод

Закон предусматривает возможность обмена или возврата денежных средств за вещь надлежащего качества. Это происходит на протяжении 14-ти дней с момента покупки вещи; потребитель должен предоставить чек, а изделие не должно быть использовано по назначению. Только в таком случае может быть осуществлен обмен или возврат денег.

Также предусмотрена претензионная работа и возможность обращения в судебные инстанции за защитой своих прав.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

семнадцать − 2 =